2618
0

Лучшие народные художественные промыслы Подмосковья

Откуда: Куда:
Карта: 
21 октября 2016 - 31 декабря 2017

Подмосковье славится не только усадьбами и музеями, но и своими промыслами. Знаменитые деревянные медведи, стучащие по бревну, подносы в удивительных цветах, яркие шали и платки, разноцветный фарфор - все это делается тут, рядом с нами! “Афиша Подмосковья” представляет десятку лучших народных художественных промыслов области.
 
1. Богородская фабрика художественной резьбы по дереву

По легенде, самая первая богородская игрушка была сделана женщиной из Богородского много веков назад. Мама вырезала деревянную фигурку — Ауку для своих детей. Через некоторое время Аука попала к купцу, который выставил ее на продажу и получил за игрушку неплохие деньги. Тогда он заказал целую партию деревянных игрушек.

Точной даты возникновения промысла ученые назвать не могут. Кто-то ссылается на данные о том, что по дороге в Троице-Сергиеву лавру деревянные игрушки покупали для детей царя Алексея Михайловича. Другие исследователи говорят, что речь идет о более позднем периоде — эпохе Петра I. Скорее же всего, становление промысла относится к XVII–XVIII векам, а активное распространение игрушки стали получать в XVIII–XIX веках. Самые старые экспонаты, хранящиеся в музеях, датируются началом XIX века.



В основе искусства производства богородских игрушек лежит резьба по дереву. Для работы специально выбирают мягкие породы: липу, осину, ольху. Резьба ведется специальным богородским ножом — щучкой. Самая известная богородская игрушка — «Кузнецы»: она изображает мужика и медведя, поочередно бьющих по наковальне. «Кузнецов» по праву можно считать символом этого промысла — неслучайно они даже помещены на герб села Богородское.

Как добраться:

На машине: по Ярославскому шоссе до Сергиева Посада, далее продолжать движение прямо еще около 30 км. На общественном транспорте: электричкой с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад, далее на автобусах Сергиев Посад — Богородское (выйти на остановке «Центральная площадь») или Сергиев Посад — Калязин (выйти на остановке «Богородское. Трасса»). Либо от автовокзала на станции метро «Щелковская» автобусом Москва — Калязин до остановки «Богородское. Трасса». Либо от Ярославского вокзала на автобусе Москва — Калязин до остановки «Богородское. Трасса».

2. Гжельский фарфоровый завод

Официально предприятие «Гжельский фарфоровый завод» зарегистрировано в 2004 году, однако промысел в Ново-Харитоново имеет значительно более давнюю историю, насчитывающую более двухсот лет. Крестьянин Яков Кузнецов, прадед самого известного представителя династии промышленника Матвея Кузнецова, основал фарфоровое производство в районе Гжели. С конца XIX века вплоть до 1917 года в Ново-Харитоново помещалась контора гжельского отделения «Товарищества М.С.Кузнецова». Здесь же находились предприятия родственников Кузнецовых по женской линии – братьев Акулиных. Нынешний завод находится на территории бывшего завода Акулиных, до революции выпускавшего фарфоровые сервизы, шкатулки, сахарницы, масленки, вазы, кувшины, игрушки.



Как и несколько веков назад, превращение куска глины в произведение искусства представляет собой довольно трудоемкий процесс. Сначала из гипса изготавливают модель будущего изделия, с этой модели делается форма, состоящая из нескольких частей. В готовую форму заливают шликер – мягкую массу, состоящую из каолина, кварца и полевого шпата. Гипс впитывает влагу, и шликер, подсохнув, принимает форму изделия. Полуфабрикат высушивают, убирают швы и мелкие дефекты, после чего осуществляют предварительный обжиг. Затем изделие расписывают, окунают в бак с глазурью и снова обжигают.

Окись кобальта, которой наносят рисунок, имеет черный цвет и лишь после обжига становится ярко-синей. В печи при высокой температуре глазурь становится прозрачной, а кобальт меняет цвет.

Как добраться:

Из Москвы на электричке с Казанского вокзала до станции «Гжель». На автомобиле - по Егорьевскому шоссе.

3. Павловопосадская платочная мануфактура

Ни для кого не секрет, что искусство изготовления павловопосадских платков очень древнее, их делали еще на руках, кустарным способом. Первое организованное, но еще небольшое предприятие, производившее платки, появилось в конце XVIII века. В промышленном же масштабе страна стала получать такие платки только во второй половине XIX века — когда в Павловском Посаде из этого небольшого предприятия развилась полноценная платочная мануфактура.



Платок с рисунком — это главный символ, визитная карточка Павлово-Посадского района, именно поэтому даже на его гербе изображена павловопосадская шаль. Художественная идея павловопосадского платка восходит к восточным шалям с «турецкими узорами». Но позднее узор решили разнообразить цветочными мотивами, на них стали изображать садовые цветы: георгины, розы. Рисунки цветов стали объемными, сами цветы изображались собранными в букеты, в виде гирлянд либо разбросанными по платку на черном или красном фоне.

Как добраться:

На машине: по Горьковскому шоссе до поворота у деревни Кузнецы. На общественном транспорте: электричкой с Курского вокзала до станции Павловский Посад или автобусом №386 от станции метро «Партизанская».

4. «Елочка»: Клинские елочные игрушки

Стеклодувный промысел начал развиваться в Клину в начале XIX века, когда князь Меншиков (правнук сподвижника Петра I) открыл в своем имении Александрово стекольный завод. В цеху работали три печи, кварцевый песок брали из залежей на северо-западе Клинского уезда, 80 рабочих из числа крепостных производили лампы и посуду из цветного стекла для нужд местных жителей. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать игрушками новогоднюю елку, в Александрово начали выдувать стеклянные  бусы.
После революции частные предприятия были ликвидированы, но стеклодувный промысел сохранился, а со временем приобрел такой размах, что все елочные украшения на советский рынок поступали отсюда, не считая небольшой доли импорта из Германии, а в селе Воздвиженское открылось училище, в котором обучали стеклодувов. Кроме традиционных бус, клинские мастера освоили выпуск шаров, сосулек, фигурок сказочных персонажей.



Во время войны большинство мастерских были разрушены. После стеклодувное производство возродили, но в цехах производили прежде всего медицинское оборудование. Но пришло время и елочных игрушек, к 1950-м годам их производство достигло довоенного уровня. В 70-е годы несколько фабрик были объединены, объединение получило название «Елочка».

Как добраться:

Из Москвы до музея – на электричке с Ленинградского вокзала до станции «Клин», далее на маршрутном такси до остановки «Улица Гайдара». На автобусе № 437 (Москва-Клин) от станции метро «Водный стадион» до конечной остановки «Автостанция», далее на маршрутном такси. На автомобиле по Ленинградскому шоссе до памятника «Пушка».

5. Федоскинская фабрика миниатюрной живописи

Уже более 200 лет в подмосковном селе Федоскино мастерят шкатулки, броши, ларцы из папье-маше, художники украшают их живописными сюжетами по специальной технологии с использованием масляных красок, лака, сусального золота, перламутра и других декоративных элементов. Благодаря своей красоте и тонкости этот художественный промысел получил название "федоскинская миниатюра".



Для тех, кто желает лично посмотреть на процесс изготовления федоскинских творений, фабрика организует специализированные экскурсии по своим мастерским. Также на фабрике создан небольшой музей лаковой миниатюры, в котором представлено более 2000 работ федоскинских мастеров с конца XVIII века до наших дней. Помимо этого, для всех желающих проводятся мастер-классы по росписи федоскинской шкатулки или тонированного картона. Ну а если у посетителей фабрики возникнет желание приобрести что-то из федоскинской продукции, то они могут посетить открытый при производстве магазин, в котором можно купить понравившуюся вещь и не сомневаться в ее подлинности!

Как добраться:

На машине: по Дмитровскому шоссе до 35-го км, далее поворот направо до Федоскина. На общественном транспорте: автобусом № 271 от станции метро «Алтуфьево» до села Федоскино либо электричкой от Савеловского вокзала до Лобни, оттуда на автобусе №42 до Федоскина.

6. «Дулевский фарфор»

Завод был основан в 1832 году в местечке Дулево близ деревни Ликино — происхождение этого названия известно доподлинно, когда-то здесь жил лесник Дулев. Предприниматель Терентий Кузнецов выкупил землю у помещиков Сарычевых и перевел на новое место фарфоровый завод из Гжели вместе с опытными мастерами, знавшими секреты изготовления качественной фарфоровой массы и рецепты ярких красок, владевшими приемами искусной росписи способом крытья. Новому предприятию требовался свой фирменный стиль, и Кузнецов сделал ставку на народное творчество, простой, яркий и узнаваемый рисунок.



В последние годы на заводе идет масштабная модернизация. Это современное предприятие с непрерывным технологическим циклом, один из крупнейших производителей фарфора в Европе. Рисунки на дулевской посуде выполняются в технике деколь (это что-то вроде переводной картинки), с помощью трафаретов и печати. Однако фирменным стилем Дулева по-прежнему остаются розочки-агашки, и завод по-прежнему продолжает выпускать высокохудожественный фарфор ручной работы.

Как добраться:

На общественном транспорте: с Курского вокзала на электричкой, следующей до станций Крутое, Петушки или Владимир, доехать до остановки Кабаново, от станции до города на маршрутке или рейсовом автобусе.

7. «Промыслы Вербилок»

Фабрика в Вербилках стала первым в России частным предприятием по изготовлению фарфора и на протяжении столетий оставалась одним из лучших.  Фарфоровый промысел в Вербилках в 1754 году заложил англичанин Франц Гарднер. На высоком берегу реки Дубны он присмотрел подходящее место для производства, построил завод, поставил мельницу для измельчения кварца…  

Первых мастеров Гарднер пригласил из немецкого города Мейсен, признанного европейского центра производства дорогого фарфора. Однако, в отличие от мейсенской, российская мануфактура выпускала массовую посуду. На нее в России был спрос: те, кому саксонский фарфор был не по карману, охотно покупали местный.



Конечно, в Вербилках производились и эксклюзивные изделия: так, для императрицы Екатерины II были изготовлены четыре парадных «орденских» сервиза — Андреевский, Георгиевский, Александровский и Владимирский, предназначенные для приемов в честь кавалеров этих орденов. Благодаря этому заказу Гарднер был приглашен на аудиенцию к императрице и получил право ставить на своих изделиях изображение московского герба.

Сегодня под брендом «Мануфактуры Гарднеръ» производят сервизы с уникальной росписью, предметы для сервировки стола, детские наборы, чайные и бульонные пары, вазы, настенные тарелки, скульптуры. Одни изделия выпускаются в современном дизайне, другие — по образцам прошлых столетий.

Как добраться:

На общественном транспорте: с Савеловского вокзала электричкой до Дубны, Савелова или Талдома, остановка «Вербилки», далее поселковым автобусом или маршруткой №3 до завода «Фарфор Вербилок».

8. «Жостовская фабрика декоративной росписи»

Жостовская фабрика специализируется на металлических лакированных подносах с авторской художественной росписью – одним из самых узнаваемых русских сувениров. История промысла восходит к началу XIX века. Создатели промысла братья Вишняковы использовали расписные изделия из папье-маше для украшения своих питейных заведений. Постепенно жостовская роспись перешла со шкатулок на металлический поднос и обрела характерные стилистические особенности, став видом русского народного искусства.



Расцвет предприятия пришелся на 1970-е. Послесоветский кризис затянулся до середины нулевых. Сегодня производственный цикл восстановлен. В коллективе трудятся признанные мастера, создающие высокохудожественные изделия. За последние годы предприятие поучаствовало почти в 100 промышленных и художественных выставках, в том числе в странах Европы.  

Как добраться:

Электричкой от Ярославского вокзала  до станции "Мытищи". От станции ходит автобус или маршрутное такси № 26 до Жостово. Автобусом № 438 от метро Медведково. На автомобиле по Ярославскому шоссе.

9. «Художественные изделия и игрушки»

Промысловую игрушку в Сергиевом Посаде изготавливали с конца XVIII века. Работу кустарей Московской губернии координировал Торгово-промышленный музей кустарных изделий, открытый в 1885 году в Москве. Для повышения качества игрушек в 1891 году Московское губернское земство учредило в Сергиевом Посаде учебную мастерскую. В ней мастера учились украшать кукол и шкатулки стилизованными растительными орнаментами, архитектурными видами, пейзажами древнерусских городов, сценками из сказок.

В 1904 году посадские мастера получили из Парижа заказ на изготовление большой партии матрешек. Традиционную русскую куклу узнали и полюбили во Франции, позже сергиевопосадские мастерские начали торговать с другими странами. Большие заказы поступали из немецкого Лейпцига, где два раза в год проводились выставки-ярмарки.


 
После революции в городе была создана единая кустарная промышленная артель. Она продолжала работать и в годы Великой Отечественной войны, хотя в цеху оставалось всего 10–15 человек. В послевоенные десятилетия здесь производили кукол из глины, папье-маше, набивные, меховые, движущиеся игрушки, изделия с резьбой и росписью.

Сегодня мастера предприятия «Художественные изделия и игрушки» производят целую серию кукол в народных костюмах. Созданию каждого образа предшествует большая исследовательская работа. Художники не только тщательно выбирают цвета, но и следят, чтобы рисунок кукольной одежды был подобен тем, что использовались в прошлом.

Как добраться:

На общественном транспорте: с Ярославского вокзала электричкой до станции Сергиев Посад; от станции метро «ВДНХ» автобусом №388, далее пешком.

10. «Кобяковская фабрика по лозоплетению»

История началась так: в 1891 году на средства известного мецената С.Г.Морозова за границу отправляется мастер А.И.Березовский – учиться «корзиноплетению в его наиболее совершенных формах». Вернувшись, он организовал земскую корзиночную учебную мастерскую при станции Голицыно Московско-Берстской железной дороги.

Изделия мастерской пользовались большим спросом. Ассортимент товаров в первые десятилетия ХХ века был очень велик – всевозможная мебель и дорожные принадлежности. Художественные достоинства этих плетеных изделий определяются вкусами того времени: увлечением ремеслами прошлого и стилем модерн. В лучших предметах чувствуется продуманность в соотношениях пропорций и линий формы, ритма плетения, фактуры и цвета материала. В плетении мелкого товара, нередко в одной вещи, употреблялись разные материалы.



В 1930-х в Кобяково возникла Кобяково-Сидоровская промартель. По инициативе ее первого председателя Запорина Павла Петровича одним из видов деятельности стало лозоплетение. Вначале плетением занимались, по-прежнему на дому, но позднее были построены лозоплетельный цех и токарная мастерская, склад готовой продукции.
После войны артель, ставшая на тот моментом проколхозом «Путь коммунизму», слилась с Голицынской фабрикой. С тех пор «Кобяковская фабрика лишь преуспела в достойном продолжении традиций своих предшественников.

Как добраться:

Электричкой от Белорусского вокзала до станции Голицыно. От станции автобусами № 66 или 71 до остановки "Кобяково-2". Автомобилем по Минскому шоссе.